Исполняющий обязанности директора действует на основании чего


Многие компании и предприятия используют труд работников, по определенным обстоятельствам не утвержденных в соответствующей вакантной должности на постоянной основе. Такие работники называются исполняющими обязанности. В системе государственной службы случаи назначения исполняющих обязанности тоже нередки. Чего стоит лишь когорта председателей государственных администраций, которых Президент назначил в обход правительства. Даже в спорте после увольнения главного тренера футбольного клуба собственники назначают кого-то из штата тренеров исполняющим обязанности.

В этой статье предлагаем проанализировать возможность использования формулировки «исполняющий обязанности» в трудовых отношениях и ее соответствие действующему законодательству.

Исполняющий обязанности — это работник (служащий), который фактически выполняет работу (несет службу) по определенной вакантной должности, не занимая ее. При этом важно не путать понятие «исполняющий обязанности» с замещением временно отсутствующего работника (в результате болезни, командировки, отпуска и т. п.) и заместительством по должности (заместитель, согласно своим служебным обязанностям или соответствующим требованиям нормативных актов, заменяет временно отсутствующего руководителя), поскольку такое замещение/заместительство является выполнением параллельно со своей основной работой дополнительной либо выполнением чужой работы с временным освобождением от своей, и прекращается одновременно с возвращением на рабочее место отсутствующего работника. В нашем же случае речь идет непосредственно о работнике, осуществляющем функции и исполняющим обязанности по вакантной, незанятой должности.

Конституционное законодательство Украины дает определенные ответы на рассматриваемый вопрос. Так, Конституция Украины предусматривает выполнение обязанностей Премьер-министра и членов Кабинета Министров после отставки правительства до момента формирования его нового состава. Также, согласно Закону Украины «О временном исполнении обязанностей должностных лиц, которых назначает на должность с согласия Верховной Рады Украины Президент Украины или Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины» № 709/97 от 10 декабря 1997 года, в случае увольнения (отставки) лица, которое назначает на должность с согласия Верховного Совета Украины Президент Украины, или лица, которое назначает на должность Верховный Совет Украины по представлению Президента Украины, обязанности уволенного лица временно, но не больше одного месяца, выполняет первый заместитель (а в случае его отсутствия — заместитель) этого должностного лица, назначенный конституционно легитимным лицом. Согласно решению Конституционного Суда Украины от 27 апреля 2000 года № 7‑рп/2000, нормы этого Закона распространяются на временное выполнение обязанностей и назначение на должности всех без исключения должностных лиц, которых назначает Президент с согласия Верховного Совета или Верховный Совет по представлению Президента, за исключением Премьер-министра Украины и членов Центральной избирательной комиссии.

Итак, Закон автоматически делает исполняющим обязанности первого или одного из других заместителей уволенного должностного лица, что больше похоже на заместительство. Тем не менее назначение временно исполняющим обязанности на вакантную должность лица не из числа заместителей этим нормативным актом не предусмотрено.

Основная проблема в том, что действующее законодательство Украины о труде вообще не содержит понятия «исполняющий обязанности» относительно незанятой должности. Вместе с тем, согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 года №1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР», до сих пор является действующим разъяснение Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС № 30/39 от 29 декабря 1965 года «О порядке оплаты временного заместительства», в котором, по крайней мере, есть несколько абзацев об исполняющем обязанности. В пункте 2 указанного разъяснения идет речь о том, что назначение работника исполняющим обязанности на вакантную должность не допускается. Это возможно лишь на должность, назначение на которую осуществляется вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия работника на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах. То есть, имеем ссылку на «исполняющего обязанности» с одновременным предостережением о невозможности выполнения обязанностей по вакантной должности, за исключением должности, назначает на которую вышестоящий орган управления, причем общий срок такого выполнения не может быть больше двух месяцев.

Что нам дает разъяснение № 30/39? По большому счету, кроме упоминания об «исполняющем обязанности», ничего: ни определения, ни сроков такой работы, ни правового регулирования прекращения, ни возможности занятия должности на постоянной основе не предусмотрено. Тем паче, есть мнение, что пункт 2 разъяснения № 30/39 противоречит законодательству Украины, и на основании постановления Верховной Рады от 12 сентября 1991 года № 1545 не может применяться, поскольку им (законодательством) определен иной порядок назначения на должность, чем установленный для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций до обретения Украиной независимости.

Необходимо также иметь в виду, что согласно вышеуказанному постановлению № 1545, действующим на территории Украины остается и Указ Президиума Верховного Совета СССР № 311-IX от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда временных работников и служащих» (далее — Указ ). Согласно пункту 1 Указа, временными работниками и служащими считаются работники и служащие, принятые на работу на срок до двух месяцев. И хотя этот Указ не содержит положений об исполняющем обязанности, зато имеет ссылку о возможности использования временного труда и практически соотносится с нашим проблемным вопросом.

Так, словосочетание «возложить выполнение обязанностей» нередко дополняется словом «временно». Соответственно в распорядительном документе или приказе пишется: «Временно возложить выполнение обязанностей». С точки зрения трудовых правоотношений это сложная юридическая конструкция, поскольку исполняющий обязанности не занимает соответствующую должность, а Указом устанавливаются определенные условия труда штатных работников и служащих, которые работают временно. Тем не менее, учитывая почти полное отсутствие правового регулирования, убеждаемся в возможности распространения действия Указа на правовой статус временно исполняющего обязанности в части временности, то есть срока не больше двух месяцев.

Формулировка «временно возложить выполнение обязанностей» или «назначить исполняющим обязанности» так или иначе используется разными органами государства. Для примера возьмем акты Президента о назначении председателей государственных администраций (Указ от 10 июля 2007 года № 623; Указ от 15 ноября 2007 года № 1097; Указ от 2 ноября 2007 года № 1057; распоряжение от 11 апреля 2007 года № 76/2007‑рп; распоряжение от 24 апреля 2007 года № 89/2007‑рп; распоряжение от 14 октяб ря 2008 года № 296/2008-рп и прочие). Безусловно, эти указы и распоряжения Президента, а также легитимность назначенных лиц вызывают сомнение относительно их законности как в плане непредусмотренного законодательством выполнения обязанностей по вакантной должности, так и в плане временности (все выполняли обязанности больше двух месяцев).

Что касается назначения лица "исполняющим обязанности" на вакантную должность в разрезе трудового права, то, исходя из сказанного выше, работодателям нужно четко запомнить — это незаконно, законодательством Украины такое не предусмотрено. Назначая лицо временно исполняющим обязанности на вакантную должность, работодатель фактически допускает его к работе, что является полноценным заключением трудового договора согласно статье 24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. И никакие документы, в которых отображается «выполнение обязанностей», не имеют значения. Единственный аргумент работодателя — это то, что с работником заключен временный трудовой договор, и то при условии, если установленный Указом № 311 срок не истек. Такая же ситуация и при назначении исполняющим обязанности работника, который уже находится в трудовых отношениях с соответствующим предприятием или компанией. Это является ничем иным, как переводом на другую должность (статья 32 КЗоТ). Если такой перевод осуществлен без письменного согласия работника, но он добровольно приступил к выполнению обязанностей на другой должности (работе), такой перевод является законным, а работник считается занимающим эту должность с первого дня такого перевода. Добавим, что, согласно пункту 2.14 приказа Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты Украины от 29 июля 1993 года № 58 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников», сведения о работе заносятся в трудовую книжку работника согласно Классификатору ДК 003:2005, который содержит перечень профессий и должностей без единого упоминания о временном выполнении обязанностей.

Вывод:такой статус лица, как «исполняющий обязанности», в трудовых отношениях является некорректным и незаконным. Это больше практическое, чем правовое, состояние. Необходимо или идти за практикой, вносить изменения в КЗоТ и определять правовое регулирование временного выполнения обязанностей (понятие, порядок назначения, сроки пребывания, условия труда, гарантии, возможности для перехода на постоянно и т. п.), или исключить эти практические моменты путем законного запрета на трудовую деятельность в качестве исполняющего обязанности.



исполняющий обязанности директора действует на основании чего:Многие компании и предприятия используют труд работников, по определенным обстоятельствам не утвержденных в соответствующей вакантной должности на постоянной основе. Такие работники называются

исполняющий обязанности директора действует на основании чего