Когда начала складываться меотская культура


Меоты — древние племена (синды, дандарии, досхи и пр.) на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1 тысячелетии до н. э. Античные историки называли страной меотов — Меотидой — территорию от Азовского до Чёрного морей, а Азовское море именовали Меотским озером. В IV-III вв. до н. э. многие из племён меотов вошли в состав Боспорского государства.

Меотская культура — археологическая культура раннего железного века и перехода от бронзы к железу, была распространена на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1 тысячелетии до н. э. а также на побережье Чёрного моря вплоть до Абхазии (охватывающая современные территории Кубани Адыгеи Абхазии и частично Дона).

Носителями культуры были древние Меоты. Культура существовала примерно с IX до н. э. по II в. н. э. Окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. Основа хозяйства Прикубанских меотов — земледелие (пшеница, ячмень и просо). У меотов Приазовья и Причерноморья — рыболовство. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты имели ремесленное производство, металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты находясь на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским кочевым племенам, охотно покупали и перепродовали античные товары.

Меотская культура складывается в VIII—VII веков до н. э. и она своими корнями уходит в эпоху бронзы. Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников.

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов.

Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом. Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Существовали также боги-покровители представителей каждого ремесла. Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.

В.Р. Эрлих обнаружил и произвёл раскопки Меотского святилища в Абхазии, которые примерно датируется периодом перехода от эпохи бронзы к раннему железному веку (т.е. примерно VIII в. до н.э.). Эрлих выделяет 4-ре основных вида меотских святилищ, для большинства которых характерны конские жертвоприношения, а именно:

Скопление (бессистемное расположение) жертвенных вещей, костей животных без какой-либо деревянной конструкции под небольшой насыпью. Эталонные — Уляп, к.4, Воронежские курганы 17 и 18. Аналоги - могильники Ленинхабль, Ястребовский, Холмский могильник.

Конские жертвоприношения (целые костяки, черепа коней или только уздечка) (бессистемное расположение) без деревянной конструкции под небольшой насыпью. Эталонные — Говердовские курганы 6,7,9; к.14 Уляпа. Аналоги — Пшиш I.

Жертвоприношения совершаются в определенной системе, конские костяки или черепа лошадей выкладываются по кругу или полукольцом вокруг жертвенника. Вероятнее всего, это раннескифское время. Эталонные — Уляп к.9, к 8, курган 19 у ст. Воронежской, Кужорский курган. Аналоги — Келермесские курганы 23, 29.

Деревянные конструкции — шатры или полушатры. Деревянные конструкции этих святилищ — «шатры» или «полушатры», оградки, меотской культуры предскифского и раннескифского времени.

Эталонные — Уляп, курганы 2 и 5; Начерзий курган 30; Ульский к.1 1898 и 10 1982 г, Тенгинские курганы 1 и 2. Аналоги — курган Уашхиту I, I-ый Разменный курган у ст. Костромской.

1-ая проблема - ошибочно, очень часто меотские памятники и артефакты выдаются за скифские и даже сарматские.

«История меотов взаимосвязана со скифскими и савроматскими племенами. С последними они соприкасались на севере и северо-востоке, но каковы были их взаимоотношения, взаимосвязи, где проходила граница между ними — все эти вопросы остаются ещё не решенными.» Профессор Н. В. Анфимов

Данная проблема имеет древние корни - ещё II веке до н.э. Аполлоний Родосский, ссылаясь на других античных авторов, писал: «Гелланик в сочинении "О народах" говорит; "Когда проплывешь Боспор, будут синды, а выше их - меоты-скифы»

2-ая проблема - линговоэтническая принадлежность меотов к кавказской семье безосновательно оспаривается. Началось это с О. Н. Трубачёва, который в своей работе "О синдах и их языке" сделал предположение, что синдо-меоты "были" местные праиндийцы, отличные от соседних иранцев". Язык синдо-меотов - это индоарийский, с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов). В свое время Н.В. Анфимов заявил, что выдвинутое О. Н. Трубачёвым предположение во многом спорно, противоречиво и грешит против исторической истины, а также заявлил, что данные топонимики, гидронимики и ономастики подтверждают принадлежность меотских племен Прикубанья и Закубанья (в том числе и синдов) к адыго-черкесско-кабардинскому этническому массиву. Виктор Шнирельман в докладе «Мифы современного расизма» внёс историографические построения Трубачёва в разряд фолк-хистори. Он писал, что основанная на отвергнутых современными историками взглядах теория Трубачёва о близком родстве и теснейших контактах между славянами и индоариями в Северном Причерноморье и отождествление последних с синдами и меотами Кубани, стала базой для возникновения русского расистского мифа.

Касательно исследований по антропологии меотов, из анализа огромного материала из городских и сельских могильников, антропологи сделали вывод — что основным типом черепов из некрополей Боспора является долихо-мезокранный вариант с узким и невысоким лицом и высоким и узким носом, тип распространенный среди меотского населения Таманского полуострова, Прикубанья и Дона.

© 2017. Древний Кавказ.



когда начала складываться меотская культура:Меоты — древние племена (синды, дандарии, досхи и пр.) на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1 тысячелетии до н. э. Античные историки называли страной меотов — Меотидой —

когда начала складываться меотская культура