Социально-экономическое развитие государства как объективный процесс


Возникновение государства как объективный исторический процесс

Возникновение государства как объективный исторический процесс. Познание процесса происхождения государства следует начинать с вопроса о том, всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития человечества.

Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества .4 Поэтому начать исследование процесса возникновения государства уместнее всего будет с характеристики первобытного общества.

Его изучение имеет не только познавательное, но и большое мировоззренческое значение. Данные первобытной истории проливают свет на происхождение частной собственности, социального неравенства и государственной власти, показывают, что эти основные институты общества вовсе не являются, как это пытаются представить многие ученые, извечными, а следовательно, и неизменными устоями человеческого общежития .5 Здесь для того, чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить 3 момента 1 какой была власть, предшествующая государству 2 в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством 3 что принципиально отличает государство от власти родового строя.

По мнению большинства государствоведов, именно такая постановка проблемы даёт возможность наиболее полно отразить сущность рассматриваемого процесса.6 Во второй половине ХХ века, используя новые научные методы, позволяющие устанавливать более точную хронологию, комплексно рассматривать природно-климатические, биологические и социальные процессы, больших успехов добились археология и этнография, непосредственно изучающие первобытное общество, что существенно обогатило знание о нём, этапах и тенденциях его развития.

Кроме того, если для XIX - начала ХХ века был характерен в основном европоцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем они искусственно распространялись на весь остальной мир, то в ХХ веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением знаний о всепланетном государственном развитии общества. 1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы управления Человекоподобные существа появились на земле по крайней мере 2 млн. лет назад. Это были представители человеческого рода, называемые в науке homo habilis - homo erectus человек умелый - человек прямоходящий, а представители современного типа людей - homo sapiens человек думающий - появились как минимум 200 тыс. лет назад.

Человек с тех пор перестал меняться, вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом всё более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков назад к образованию государств.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества закончилась эта эпоха лишь около 5 тыс. лет назад. Известно о нём немного, но всё же общее впечатление о том времени можно себе составить.

Следует отметить, что уже самые ранние стадии развития человека были связаны с коллективными формами объединения людей для совместного добывания средств существования, производства примитивных орудий труда, потребления продуктов.

Вначале люди объединялись в небольшие бродячие группы, иногда в первобытное стадо последнее, правда, оспаривается некоторыми учеными в связи с якобы очевидной невыгодностью подобного состояния для первобытных людей стадом много не соберешь, да и в охоте большое число людей чаще идет во вред, а не на пользу 7. Когда люди научились производить более совершенные орудия труда и строить совместные жилища, возникли более устойчивые формы общественного труда и общения людей.

Появилась и постепенно упрочилась родовая община род как основная ячейка объединения людей. Для неё было характерно объединение по кровно -родственному признаку, т.е. по происхождению от единого предка, что было в ту пору единственно возможной, естественно возникшей формой связи людей.

Экономической основой первобытной родовой общины являлись коллективный труд и общественная собственность на средства производства и продукты труда. Неукоснительно реализовывались 2 принципа рецепроктность всё, что производилось, сдавалось в общий котел и редистрибуция всё сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю .8 Такие принципы были вызваны к жизни прежде всего низким уровнем производительных сил, делавшим невозможным удовлетворение основных, минимальных потребностей человека в одиночку, без поддержки коллектива.

В этих условиях все члены рода должны были добывать средства существования своим трудом, совместно заботиться о детях, престарелых, больных, защищать интересы своего рода, общины. Здесь не могли возникнуть неравенство, частная собственность, деление общества на богатых и бедных или эксплуатация.

Всех членов рода объединяли общие экономические и социальные интересы, и лишь личные качества определяли положение человека в общине существовало половозрастное разделение труда. Структура первобытного общества со временем стала представлять собой довольно сложную систему. Роды группировались во фратрии, которые могли быть как исходными, первоначальными либо разветвленными родами, так и объединениями нескольких родов. Сообщества людей постепенно всё увеличивались, в результате чего происходит процесс объединения фратрий в племена, выступавшие верховным собственником территории, носителем определенных культов.

Люди также, одни для нападения, другие для защиты, соединялись и в союзы племен. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами, однако их можно всё же считать прообразами народности. Обобщая знания по древнейшей истории человечества, ученые в общей сложности выделяют в первобытном обществе 6 органов управления. Конечно, эти властные структуры просматривались далеко не во всех общинах и племенах и далеко не в равной мере. Кроме того, не стоит думать о какой-либо жесткой подчиненности властных органов друг другу.

Конкретный характер власти у племен мог принимать самые различные черты. Попытка автора настоящей работы теоретически проанализировать все эти органы может помочь если не выстроить их в ряд, то, по крайней мере, собрать их воедино и кратко охарактеризовать. 1 Старейшины Это предводители, главы семей и родов. Старейшиной становился зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами жизненным опытом или мудростью которая приходила с годами, умением предвидеть события, организационным талантом, волей.

Старейшину не выбирали, им становились фактически, т.е. все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина организовывал жизнь рода, руководил его повседневной хозяйственной, общественной и идеологической деятельностью, рассматривал споры между сородичами.

Должность старейшины была сменяемой как только появлялся более сильный на ранних ступенях развития общества или более умный, опытный человек на последующих стадиях, он заменял старейшину.

Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя и своих интересов от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий кроме уважения он работал со всеми и получал свою долю, как и все .9 Власть старейшин, таким образом, базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их мудрости, ловкости, храбрости.

Принуждение было сравнительно редким и сводилось в основном к наложению обязанности за провинность крайней формой было изгнание из общины. 2 Совет старейшин На более поздней стадии развития первобытного общества, когда роды начали объединяться во фратрии, стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих общин родов, семей, для решения которых и стали собираться предводители родов.

Вопросы эти были достаточно важны разрешение споров между родами, согласование действий по проведению сельскохозяйственных работ, снижение эпидемиологической опасности для соплеменников и т.п. Здесь, также как и на уровне рода, прослеживается принцип родоплеменной демократии, основывавшийся на равенстве всех членов общины. Проявлялось это в разрешении рядовым членам племени участвовать в заседании совета старейшин.10 3 Военные предводители Это в основном главы племен.

Объединение родов, фратрий в племена чаще всего служило целям военным оборонительным или нападательным. Поэтому предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами силой, храбростью, ловкостью, а также умением прогнозировать военные действия и организовывать их практически. Особенно большую роль в управлении первобытным обществом играл этот орган власти в северных районах, где люди занимались охотой, постоянно кочевали, в связи с чем беспрестанно вступали в стычки друг с другом.

В южных же, земледельческих районах роль предводителя возрастала лишь в военное время.11 4 Советы военных предводителей Эти коллегиальные органы собирались для решения различного рода военных вопросов выработка тактики боя, ускорения событий в ходе затянувшейся осады и т.д. 5 Собрание взрослых членов воинов В зависимости от района данный орган власти представлял собой либо собрание всех взрослых людей например, в Средиземноморье, либо созыв всех носящих оружие воинов у северных племен. Расценивать существование подобного собрания у многих первобытных племен как идиллию, основанную на демократических началах, как это делал Ф. Энгельс в своей работе Происхождение семьи, частной собственности и государства, сейчас уже не принято. Всё больше ученых аргументируют свой отказ от подобной точки зрения рядом приводимых ими фактов во-первых, такой орган власти существовал далеко не везде, во-вторых, он созывался крайне редко и, в-третьих, ход собрания весьма жестко регулировался и направлялся вождем или главой совета старейшин.12 6 Жрецы колдуны, ведуны, шаманы, священники, знахари Этот орган управления занимался, образно говоря, организацией сознания людей. Не зная многого о мире, люди приписывали природе божественную силу. Священники же были связующим звеном между людьми и различными богами, а также выступали в качестве хранителей, блюстителей обычаев.

Особенно сильна и крепка в родовом обществе была власть, совмещавшая в одном лице обычного вождя и колдуна.

Таковы были основные органы власти в эпоху первобытно - общинного строя.

Некоторые из них исчезли сразу же после появления государства, другие преобразовались в государственные органы, третьи остались практически неизменными. Особое место среди них занимает такой орган, как вождь или предводитель племени. Именно этот институт первобытного общества впоследствии послужил основой для создания государственных органов власти, о чем ещё будет упомянуто в данной работе. 1.2



возникновение государства как объективный исторический процесс, реферат, курсовой, лекция, дипломный, скачать, рефераты, конспекты, контрольные работы, дипломный проект, курсовая работа, allrefs.net, база рефератов:Возникновение государства как объективный исторический процесс Право Курсовая Работа Происхождение государства. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.

социально-экономическое развитие государства как объективный процесс